Главная » Статьи » Русский язык и литература [ Добавить статью ]

“Необыкновенная история” И.А.Гончарова

“Обыкновенная история”, опубликованная в 1847 году в “Современнике”, была первым художественным произведением И.А.Гончарова , появившимся в печати.

Над “Обыкновенной историей” писатель работал в течении трех лет. В статье автобиографического характера “Необыкновенная история”(18751878) он писал : “ Роман задуман был в 1844 году, писался в 1845, и в 1846 мне оставалось дописать несколько глав “. Гончаров несколько вечеров сряду читал Белинскому свою “Нобыкновенную историю”.Белинский был в восторге от нового таланта, выступавшего так блистательно. До того, как отдать свое произведение “на суд” Белинскому, Гончаров несколько раз читал его в дружеском литературном кружке Майковых. Прежде чем появиться в печати, роман претерпел много исправлений и переделок. Вспоминая позднее 40-е годы, мрачную пору николаевского царствова ния когда огромную роль в борьбе с феодально-крепостнической реак цией играла передовая русская литература, Гончаров писал : ”Крепостное право,телесное наказание,гнет начальства, ложь предрассудков общественной и семейной жизни, грубость, дикость нравов в массе вот что стояло на очереди в борьбе и на что были устремлены главные силы русской интеллигенции тридцатых и сороковых годов”.

“Обыкновенная история” показала, что Гончаров был чутким к интересам своего времени писателем. В произведении нашли отражение измене ния и сдвиги,которые происходили в жизни крепостнической России 18301840 гг.Призывая к борьбе с “всероссийским застоем”, к труду на благо отчизны , Гончаров страстно искал вокруг себя те силы, тех людей которые могли бы осуществить стоящие перед русской жизнью задачи.

“Обыкновенная история” Сущность псевдоромантического миросозерцания, присущего значительной части идеалистически настроенной , оторванной от действительности дворянской интеллигенции 30-х годов, вскрыта Гончаровым в образе основного героя романа Александра Адуева. Почву, на которой вырастало это явление, художник видел в дворянско поместном , крепостни ческом строе жизни , в барском помещичьем воспитании .

Романтическое восприятие жизни, возвышенные отвлеченные мечты о славе и подвигах , о необыкновенном, поэтические порывы кто не про ходил в какой то мере через все это в молодости , в “эпоху юношеских волнений”. Но заслуга Гончарова как художника в том, что он показал, как извращают и уродуют эти юношеские мечты и иллюзии барски крепост ническое воспитание . Молодой Адуев о горе и о бедах знает только “по слуху” “жизнь от пелен улыбается ему”. Праздность , незнание жизни “преждевременно” разви ли в Адуеве “сердечные склонности” и чрезмерную мечтательность. Перед нами один из тех “романтических ленивцев”, барчуков ,которые привыкли беспечно жить за счет труда других. Цель и счастье жизни молодой Адуев видит не в труде и творчестве (трудиться казалось ему странным), а в “возвышенном существовании”. В имении Адуевых царят “тишина.. неподвижность... благодатный застой”. Но в имении он не находит поприща для се бя. И Адуев уезжает “искать счастья” ,”делать карьеру и фортуну в Петербург”. Вся фальшь житейских понятий Адуева начинает раскрываться в романе уже в первых столкновениях избалованного ленью и барством племянника мечтателя с практическим и умным дядюшкой, Петром Иванычем Адуевым.В борьбе дяди с племянником отразилась и тогдашняя,только что начинавшаяся ломка старых понятий и нравов сентиментальности , карикатурного преувеличения чувства дружбы и любви, поэзия празд ности , семейная и домашняя ложь напускных, в сущности небывалых чувств , пустая трата времени на визиты, на ненужное гостеприимство и т.д. Словом, вся праздная мечтательная и аффектационная сторона старых правов с обычными погрывами иности к высокому,великому,изящному, к эффектам, с жаждой высказать это в трескучей прозе, всего более в стихах. Адуев-старший на каждом шагу безжалостно высмеивает напускную, беспочвенную мечтательность Адуева-младшего.“Твоя глупая восторженность никуда не годиться “, ”с твоими идеалами хорошо сидеть в деревне”, “забудь эти священные да небесные чувства, а приглядывайся к делу”. Но молодой герой не поддается нравоучениям. “А разве любовь не дело? “ отвечает он дядюшке. Характерно , что после первой неудачи в любви Адуев-младший жалуется “на скуку жизни, пустоту души”. Страница романа, посвященные, описанию любовных похождений героя, разоблачение эгоистического,собственнического отношения к женщине,несмотря на все романтические позы, которые принимает герой перед избранницами своего сердца. Восемь лет возился с Александром дядюшка. В конце концов племянник его становится деловым человеком, его ждет блестящая карьера и выгодный брак по расчету. От былых “небесных” и “вогзвышенных” чувств и мечтаний не осталось и следа. Эволюция характера Александра Адуева, показанная в “Обыкновенной истории”, являлась “обыкновенной” для части дворянской молодежи того времени. Осудив романтика Александра Адуева, Гончаров противопоставил ему в романе другое, бесспорно по ряду черт более положительное, но отнюдь не идеальное лицо Петра Ивановича Адуева. Писатель, не бывший сторонником революционного преобразования феодально-крепостнической России, верил в прогресс, основанный на деятельности просвещенных, энергичных и гуманных людей. Однако в произведении нашли отражение не столько эти взгляды писателя, колькосуществовавшие в реальной действительности противоречия,которые нес ли с собой шедшие на смену “всероссийскому застою” буржуазно капиталистические отношения. Отвергая романтизм адуевского толка, писатель вместе с тем чувствовал неполноценность философии и практики буржуазного “здравого смысла”, эгоизм и бесчеловечность буржуазной морали адуевых-старших. Петр Иваныч умен, деловит и по-своему “порядочный человек”. Но он в высшей степени “безразличен к человеку, к его нуждам, интересам”.”Смотрят, что у человека в кармане да в петлице фрака, а до остального и дела нет”,-говорит о Петре Иваныче и ему подобных его жена Лизавета Александровна о своем супруге :”....что было главной целью его тру дов? Трудился ли он для общей человеческой цели, исполняя заданный ему судьбою урок, или только для мелочных причин, чтобы приобресть между людьми чиновное и денежное значение, для того ли, наконец, чтобы его не гнули в дугу нужда, обстоятельства? Бог его знает. О высоких целях он разговаривать не любил, называл это бредом , а говорил сухо и просто, что надо дело делать”.

Александр и Петр Иваныч Адуевы противопоставлены не только как провинциальный дворянинромантик. и делец-буржуа, но и как два психологически противоположные типа. “Один восторжен до сумабродства, другой ледян до ожесточения”, говорит Лизавета Александровна о племяннике и муже. Гончаров стремился найти идеал, то есть нормальный тип человека не в Адуеве-старшем и не в Адуеве-младшем, а чем-то ином, третьем, в гармонии “ума” и “сердца”. Ясный намек на это содержится уже в образе Лизаветы Александровны Адуевой, несмотря на то, что “век” ее “заел” , по справедливому замечанию Белинского, Петр Иваныч. К числу этих замечательных образов следует отнести не только Лизавету Александровну, но и Наденьку.

Дочь несколькими шагами впереди матери. Она без спросу полюбила Адуева и почти не скрывает этого от матери или молчит только для приличия, считая за собою право распоряжаться по-своему своим внутренним ми ром и самим Адуевым , которым, изучив его хорошо,овладела и командует. Это ее послушный раб, нежный, бесхарактерно-добрый,что-то обещающий, но мелко самолюбивый , простой, обыкновенный юноша,каких везде куча. И она приняла бы его, вышла бы замуж и все пошло бы обычным ходом. Но явиласчь фигура графа, сознательно-умная, ловкая, с блеском. Наденька увидала , что Адуев не выдерживает сравнения с ним ни в уме, ни в характере, ни в воспитании. Наденька в своем быту не приобрела сознания ни о каких идеалах мужского достоинства, силы и какой силы? Ее достало разглядеть только, что она видела тысячу раз во всез других юношах., с которыми танцевала , немного кокетничала. Она на минуту прислушалась к его стихам. Она ждала , что сила, талант кроются там. Но оказалось, что он только пишет сносные стихи, но о них ни кто не знает , да еще дуется про себя на графа за то,что этот прост, умен и держит себя с достоинством. Она перешла на сторону последнего: в этом пока и состоял сознательный шаг русской девушки безмолвная эмансипация, протест против беспомощного для нее авторитета матери.

Но тут и кончилась эта эмансипация . Она сознала, но в действие своего сознания не обратила, остановилась в неведении, так как и самый момент эпохи был моментом неведения.

“Обыкновенная история” сразу же поставила Гончарова в первый ряд прогрессивных писателей-реалистов. В “Обыкновенной истории” в полной мере сказался сильный и оригинальный талант Гончарова, призванного мастера русского реалистического романа.


Чтобы скачать материал, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь! Это быстро ! )