Главная » Статьи » Русский язык и литература | [ Добавить статью ] |
НАПИСАНО ВОЙНОЙ Концепция человека, как она утверждается литературой, с наибольшей убедительностью раскрывается в произведениях о Великой Отечественной войне. Как складывался нравственный облик поколения советских людей, разгромивших фашизм? Как и откуда брались у молодых ребят, пришедших на огневые рубежи, те внутренние силы сопротивления, которые вызывали уважение и восхищение у всех честных людей Земли? Вот вопрос, на которые убедительно отвечает современная литература о войне. Военные ситуации, исполненные особого драматизма, с их Исследуя связь человека и общества, человек и мира, советская литература высвечивает социальные истоки этих связей. Образ советского человека, солдата современными писателями рисуется как бы в двух аспектах, тесно взаимосвязанных: герой в противостоянии миру фашизма и герой в борении за нравственные подлинные ценности в себе в разных ситуациях - фронтовых, госпитальных, тыловых. Советские писатели утверждают, что ценность человека на войне меряется не только выполнением боевых задний. Есть ещё одна мера – его -1- В столкновении двух идеологий, двух нравственных различных устоев и систем победила наша система, наша нравственность, основанная на человечности и сознании глубочайшей ответственности человека не только за себя, но и за судьбу других. Тема война неиссякаема. Появляются все новые и новые произведения, которые вновь и вновь заставляют вернуться к огненным событиям теперь уже более сорокалетней давности и увидеть в советском человеке то, что мы ещё не достаточно глубоко не осознали и оценили. Что же нового сказала художественная литература о Великой Отечественной войне за последние годы, какие новые темы открыла или заострила? Остановимся на высказываниях самих писателей, которые помогут учителю – словеснику определить свой взгляд на произведения, которые он будет рекомендовать учащимся для чтения. Редакция журнала «Дружба народа» обратилась к белорусским писателям А. Адамович, В. Быкову, А. Жуку, В. Козько, И. Шемякину с вопросом: «Что за последнее время в опыте общесоюзной и мировой литературы о войне вы считаете наиболее интересным?» Алесь Жук, отвечая на вопрос, в числе самых интересных называет «Я из огненной деревни», созданную А. -2- Великая Отечественная войн потребовала от нашего народа, от каждого советского человека напряжение всех его душевных и физических сил. Война не только «отменяет», она делает ещё более острыми нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности. Ясность целей и задач на войне не может служить оправданием какой-либо моральной неразборчивости, некой духовной «упрощенности». Она не освобождает человека от необходимости в полной мере отвечать за свои поступки, осмысливать происходящее. Жизнь на войне – это жизнь со всеми её духовными и нравственными проблемами в их сложности и противоречивости. Остановимся на нескольких произведениях 70-80 - х годов, значение которых в формировании нравственного мира юного читателя трудно переоценить. Речь пойдёт о повестях В. Быкова, роман Ю. В. Бондарева ПОВЕСТИ В. БЫКОВА Василь Владимирович Быков относится к поколению фронтовиков, на долю которых выпала вся тяжесть войны. Видел и пережил Быков так много, что сама его жизнь могла бы стать сюжетом для повести и романа. Достаточно такого факта. На обелиске одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших была и его фамилия. Он узнал об этом много лет спустя. Спас его счастливый случай: тяжело раненный, он выполз из хаты, которую через несколько минут проутюжил фашистский танк. Подобрали его санитары другой части, а в полку посчитали погибшим и послали матери До войны В. Быков учился в Витебске в художественном училище и, может быть, стал бы скульптором или живописцем, но война определила его путь – писателя. В. Быков не мог не рассказать о том, что пережил сам, и что пережили те, кто воевал рядом с ним, кто остался в живых и кто не вернулся. На вопрос, -3- почему он пишет только о войне, В. Быков отвечает: «Вероятно, потому, что прошедшая война всеобъемлюща и там всему было место…. Во время войны, как никогда ни до, ни после неё, обнаруживалась важность человеческой нравственности, незыблемость основных моральных критериев». Писателя интересует, прежде всего, и «главным образом нравственный мир человека, возможность его духа». В. Быков избрал жанр повести, что даёт ему возможность в небольшом временном пространстве сосредоточить такие Ещё одна особенность в творчестве В. Быкова отмечается критикой И ещё одну особенность творчества В. Быкова следует подчеркнуть. «Нет необходимости, - писал критик Ю. Селезнев, - доказывать то, что Василь Быков – писатель современный. Война для него – в прошлом, но её уроки – живое, осязаемое, насущное сегодня». Одно общее чувство пронизывает все произведения Быкова: -4- За годы Советской власти, а она установилась в этих краях совсем недавно, Степанида успела понять её главную суть, оценить и принять всем своим существом то главное, что принесла Советская власть простому человеку, - уважение к человеческой личности. «На счастье или на беду, она знала, в чём её хватит с избытком, от чего она не отречется хотя бы на краю гибели. За свою трудную жизнь она все – таки познала правду и по крохам обретала свою человеческое достоинство. А тот, кто однажды почувствовал себя человеком, уже не станет скотом». Степанид не может сама высказать всё, что думают, наблюдая, как ведут себя враги в её дворе. Но она, воспринявшая народную мораль, понимает, что нарушаются извечные устои человеческого бытия и что её постояльцы сами себя исключают из общечеловеческих обычаев и нравов. Вот как передаёт её мысли автор: «Иногда она слышала о немцах: культурная нация. Может, в чём – либо и культурная, но разве культурная может позволить себе открыто разбойничать, как это делают немцы? Она не читала их книжек, не разбиралась в их высокой политике. Она привыкла судить о большом по малому, о мире – по своей деревне. И она не ошибалась. Она знала, что хорошие люди не поступают подло ни по своей воле, ни по принуждению. Сознание этой истины определило все ее дальнейшее поведение неприятия, в отличие от Петрока, который пытался -5- приспособиться и не сумел подняться до подобных мыслей. Автор пишет: «Как ни странно, но теперь она их не боялась и не сказала бы им ни одного слова, если бы они обратились к ней. В ее сознании они так и не стали людьми, а остались чудовищами, разговаривать с которыми для нее было нелепостью». Характер Степаниды определился в советское время. Она была участницей всех событий становления новой жизни и во всех ситуациях руководствовалась сознанием, что человек свободен и хозяин всему. В свое время оно бесстрашно вступила за арестованных председателя колхоза Левона и учителя. Левон так и пропал, а учителю, возможно, она помогла. Он стал директором школы в местечке, и вот теперь его, коммуниста, повесили немцы. Нравственно не приняв фашистов, Степанида включается в борьбу. Конечно, намерение использовать невзорвавшуюся бомбу наивно, но ее стремление повредить врагам самое возвышенное. Бомбу она выменивает на последнюю живность в своем хозяйстве, поросенка, у прижимистого Кормила, который ее при аресте и выдает. Хату окружают полицаи. Так, как она хотела, не получилось, планы ее рушились. Так пусть же и по – ихнему не будет, решает Степанида. «Степанида уже знала, что надо сделать, и теперь лишь испугалась при мысли, что может не успеть, опоздать... Пусть бесятся. Пусть думают, рыщут, ломают голову – где? И не спят ни ночью, ни днем, боятся до последнего своего издыхания». Она успела вытащить бутыль с керосином, облить двери и стены своей хаты и поджечь ее. Повесть кончается так: «Пожар никто не тушил, и хутор горел беспрепятственно и долго, и полицаи никого не подпускали к пожару, сами также держались в отделении – опасались мощного взрыва бомбы. Но бомба дожидалась своего часа». Как видим, и последняя повесть писателя не выпадает из его художественной системы, а углубляет и закрепляет её. Лейтенант Ивановский убил всего одного обозника, партизан Левчук спас малыша, Сотников погиб на виселице, возможно не -6- убив ни одного фашиста, Иван Терешка спас итальянскую девушку, Мороз добровольно сдался и был расстрелян вместе со своими учениками. Степанида погибла. Не мало ли эти люди сделали для победы над врагом, есть ли в поведении этих людей героическое, можно ли оправдать их жизнь смерть? Ю. БОНДАРЕВ «ГОРЯЧИЙ СНЕГ» Юрий Васильевич Бондарев принадлежит к тому поколению советских писателей, которые пришли в литературу в 50 – е годы, имея за плечами опыт непосредственного участия в Великой Отечественной войне. Он родился 15 марта 1924 года в городе Орске на Урале в семье юриста. В восьмилетнем возрасте вместе с родителями переезжает в Москву. В 1946 г. Ю. Бондарев поступает в Литературный институт им. М. Последующие повести «Батальон просит огня» (1957) и Автор изображает её такой, какой она виделась рядовому участнику событий. Живописная яркость описаний, напряжённый драматизм, точность и тонкость психологического анализа – основные черты стиля Ю. Роман «Тишина» (1962) рисует после военную жизнь, в которой люди, прошедшие войну, ищут своё место и призвание. А -7- сборник рассказов «Поздним вечером» (1962) и повесть «Родственник» (1969) просвещенны современной молодёжи. Это доказывает, что Ю. Бондарев – писатель широкого плана. Подтверждением этому является и одна из последних вещей Ю. Бондарева – «мгновения». И всё же Юрий Бондарев – общепризнанный мастер военной темы. Он является одним из автора сценария фильма – эпопеи «Освобождение» (1970), за который в числе других бы удостоен Ленинской премии. В девятом классе мы предлагаем учащимся прочитать роман Ю. Почему избрали именно это произведение? Потому, что в романе И главная причина выбора романа Ю. Бондарева – это нравственная заостренность повествования, обращённость в наш день, к духовному миру современника. Герои Бондарева с их максимализмом, возвышенным стремлением к совершенству очень близки старшеклассникам, вызывают неизменную любовь и симпатию юных читателей. Нельзя не согласится с мнением критика А. Ланщикова: «Герои Ю. Бондарева истинно и искренне требовательны к себе и чуть снисходительны к слабостям других, что сообщает им ту мягкость характера, которая так привлекает людей. Они мужественны в бою и до последней капли крови отстаивают каждую пядь родной земли. Они упорны в своей деликатности и деликатны в своем упорстве и до последнего вздоха отстаивают свой духовный мир, мир высоких нравственных ценностей своего народа». Обстоятельства боя потребовали от всех его участников -8- высшего напряжения физических и духовных сил, а критическая ситуация до предела обнажила сущность каждого и определила, кто есть кто. Не все выдержали это испытание. Но все оставшиеся в живых вышли из этого горнила изменившись, через страдания открыв для себя новые нравственные истины. В самом методе изображения войны и человека в экстремальных условиях Ю. Задание самим составить вопросы для беседы вызывает активный интерес учащихся и заставляет их ответственно отнестись к чтению. Конечно, более всего учащихся интересует проблема столкновения характеров Дроздовского и Кузнецова. Если гуманная правота -9- совершенно не принимали Дроздовского и не до конца уяснили авторское к нему отношение, другие видели в нём так много положительного, что не соглашались с автором вообще, находят этот тип командира не только приемлемым, но и необходимым в военной обстановке, ссылая на Бессонного, который тоже был суров и требователен, полагая, что по долгу службы он не имеет права жалеть ни себя, ни других. В чём принципиальная разница характеров Дроздовского и Всё слилось в нечто неистово – неудержимое, огромное, «где уже не было отдельного человека, с его бессилием и усталостью. И, упиваясь этой поглощающей растворённостью во всём, он повторил команду: - Держать, держать!.. Всё к орудию!» Отсюда и широта взглядов Кузнецова, его человечность, бесстрашие и его неприятие « злой правоты» Дроздовского. Дроздовский увидел в Сталинграде, прежде всего возможность для немедленного взлёта. Он торопит солдат не давая им передышки. Стреляя по самолёту, жаждет лично попасть, выделиться уже до главного боя, не упустить шанс. « Попал ведь! – выкрикнул Дроздовский сдавлено.- Видел, Приведём мнение критика Виктора Чалмаева о Дроздовском. « -10- Духовный мир Дроздовского не выдержал напора войны. Её напряжение не всем по силам. И теперь его ожидает или окончательный распад, или медленное тяжелое становление. Но в конце боя он, подавленной смертью Война поставила перед этим, в сущности, мальчиками такие задачи, которые не могли быть посильны всем, но каждый стремился к их решению. Учащиеся, осуждая Дроздовского, жалеют его и, проникают в авторское отношение к герою, доказывают, что со временем, и он сумеет преодолеть себя, поймёт, что и в жестоких условиях войны такие ценности, как человечность, нравственность, братство, не теряют своего смысла, не забываются, наоборот, они органически сочетаются с понятием долга, любви к отечеству и становятся в судьбе человека и народа решающими. Новые глубинные грани человеческого существования открываются учащимся через образ генерала Бессонов. Виктор Чалмаев говорит, что характер Петра Александровича Исход боя показал и ему, мудрому человеку, как и молоденькому Драматизм положение Бессонова, ответственного за жизнь -11- тысяч людей, ему подчиненных, за судьбу операции, усугубляется тем, что его сын, воевавший в армии, который командовал изменник Власов, пропал без вести. Вглядываясь в каждого молодого солдата, офицер, ровесника своего И потому, может быть, он так суров к растерявшемуся танкисту, что в его слабости увидел возможную слабость сына! И, наоборот, невольным ответом ему, укрепляющем веру в сына, связь с ним, разрушающим его одиночество, была безмерная стойкость батареи Кузнецова. Вручая награды оставшимся в живых артиллеристам, генерал взволнован, обычные суровость и сдержанность изменяют ему: «Спасибо вам! Точнее всего его состояние определяет критик В. Чалмаев: Урок подлинной человечности преподал Бессонову член военного совета Веснин, которому изначально была дана способность проникновение в человеческую душу, умение понять, увидеть всё лучшее, поверить и взять ответственность за человека на себя. О В. И. Веснине учащиеся говорят КПК о человеке необыкновенном, скромным и мужественном, сумевшем сохранить в тех жестоких условиях подлинную человечность и широту воззрений. -12- То непреодолимое, что встало на пути Фанштейна к Сталинграду, что мы называем советским характером, было скрыто в суровом Бессонове и добром Веснине, в молодых артиллеристах батареи Дроздовского, в тех разведчиках, что упрямо, вопреки обстоятельства, тащат пленного немца в штаб. Пленный майор Диц потрясён волей замерзающих, израненных разведчиков, их решимостью выполнить долг, во что бы то ни стало. На допросе у Бессонова именно он делает для себя открытие: «А в России горит снег». Горячий, горячий снег – это то, что не учли немцы, готовят свой варварский поход в Смысл эпитета «горячий» в романе многозначен. Это не только горящая земля, снег, – это снег, пропитанный кровью солдат и слезами. Ибо война – это горе, увечья, смерти. С всею силой переживает лейтенант |
Чтобы скачать материал, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь! Это быстро ! )
Категории
Математика, алгебра, геометрия [1729] |
Книги (Это интересно) [351] |
Видеоуроки [26920] |
География [2660] |
Дополнительное образование [401] |
ЕГЭ/ГИА [266] |
Информатика [1187] |
История / обществознание [4663] |
Для Логопеда [500] |
Материалы для коррекц. классов [400] |
ОБЖ [558] |
Презентации [402] |
Для Психолога [514] |
Физическая культура [529] |
Черчение [121] |
Шаблоны презентаций [466] |
Для Библиотекаря [160] |
Праздники [419] |
Интересные Видеоролики [12] |
Английский язык [791] |
Иностранные языки (прочие) [461] |
Окружающий мир [873] |
Биология и экология [1643] |
Всем учителям [508] |
Для директора и завуча [1042] |
Дошкольное образование [1238] |
Искусство [804] |
Для Классного руководителя [543] |
Начальные классы [718] |
Основы религиозных культур [137] |
Программы и Софт [21] |
Родной язык [505] |
Русский язык и литература [3915] |
Технология [1000] |
Физика [1263] |
Химия [1297] |
Экономика [905] |
Астрономия [444] |
Писатели [113] |
Классный час [527] |
Шаблоны документов [85] |
Другое (Прочее) [412] |