Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами, единственными и обязательными для всех»
(В. А.Сухомлинский).
Краткая аннотация проекта
На основании изучения опыта работы хореографических коллективов, анализа научной психолого-педагогической литературы была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между необходимостью развития творческой активности личности и недостаточной теоретической и практической разработкой данного вопроса:
• во-первых, деятельность хореографических коллективов, развивающая творческую активность личности, без педагогической организации может приобретать криминогенный характер;
• во-вторых, в научной литературе проблема развития творческой активности находит достаточно широкое освещение, но постоянно меняющаяся ситуация требует осмысления данной проблемы в контексте новых условий;
• в-третьих, хореографические коллективы, предоставляя личности, возможность активно участвовать в различных видах творческой деятельности, могут выводить интересы и потребности на более высокий уровень и тем самым способствовать активности личности.
На основе анализа противоречия и проблем определена тема исследования: «Педагогические условия развития творческой активности личности в хореографическом коллективе».
Обоснование необходимости проекта
Актуальность исследования. Изменения, происхождения в современном мире, затрагивают все сферы жизни общества. В процессе социально-экономических преобразований возникают проблемы, требующие новых подходов к решению более сложных задач. Возросла потребность общества в людях, имеющих не только глубокие и прочные знания, но и способных творчески подходить к решению проблем. Преобразование общества могут осуществлять люди, способные к инициативе, независимости мышления, к активному участию в сознании материальных и духовных ценностей, то есть люди, обладающие творческой активностью. Важность развития творческой активности обусловливается еще и тем, что в старшем подростковом возрасте, по утверждению психологов, существует реальная опасность подавления творческой активности личности. Тем более что образовательный процесс располагает к деятельности по «образцу».
Активная разработка способов решения различных аспектов обозначенной проблемы в настоящее время ведется в хореографических коллективах. Представляя открытые социально-педагогические системы в едином образовательном пространстве, они направляют свои усилия на организацию учебной и досуговой деятельности учащихся, которая бы содействовала их стремлению к познанию, творчеству, полноценному раскрытию и реализации творческих возможностей человека.
В отечественной педагогике имеется богатый опыт развития творческой активности личности, показано значение участие педагога, семьи, социального окружения в этом процессе, представлен анализ сущности, содержания, методики и методов творческого развития подростков, разработаны теоретические основы творческого процесса и проведение исследования его важных компонентов. Однако проблема развития творческой активности в условиях хореографического коллектива еще не являлась предметом специального научного изыскания.
Цель и задачи проекта.
Цель исследования: определить педагогические условия формирования творческой активности личности в хореографическом коллективе.
Объектом исследования является учебно-познавательный процесс, осуществляемый в хореографическом коллективе.
Предметом исследования является развитие творческой активности личности в условиях хореографического коллектива.
Гипотеза исследования: процесс развития творческой активности личности в условиях хореографического коллектива будет наиболее эффективным, если:
- этот процесс будет опираться на личностно-ориентированный подход, позволяющий само реализоваться каждой личности;
- выявить особенности деятельности педагога по развитию творческой активности личности;
- обеспечить личностно-деятельный подход к развитию творческой активности личности в условиях хореографического коллектива.
- разработать и внедрить педагогические условия эффективного развития творческой активности личности:
а) информационное – обогащение содержания заданиями и проблемами задачами;
б) организационное – включение учащихся, в творческую деятельность, используя специфические методы;
в) диагностико - корректирующее - осуществление диагностики и коррекции развития творческой активности личности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы исследования в теории и практике и уточнить сущность основополагающей категории «творческой активности».
2. Осуществить личностно-ориентированный подход к развитию творческой активности.
3. Рассмотреть урок в хореографическом коллективе, как фактор развития творческой активности учащихся хореографических коллективов.
4. Определить этапы, содержание, уровни и критерии творческой активности.
5. Разработать и экспериментально педагогические условия развития творческой активности личности в условиях хореографического коллектива.
Основное содержание проекта.
1. Теоретический анализ проблемы творческой активности
Сегодня в обществе происходит серьезные изменения, которые характеризуются разрушением многих ценностей. В современной школе сложилась парадоксальная ситуация. Учащимся дают всевозможные знания о природе, производстве и непосредственно человеке и его здоровье на высоком научном уровне. Казалось бы, такая теоретическая подготовка должна оказать свое внимание на умение будущего взрослого человека вести здоровый образ жизни, строить взаимоотношения в обществе. Но, анализ показывает, что приобретение знания, умения и навыки в ходе обучения не полны. В связи с этим значительно актуализируется значение творческого развития подрастающего поколения, которое ежедневно выбирает для себя жизненные ориентиры.
Развитие мотивации у детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в современном обществе, неразрывно связаны с развитием хореографического искусства. Занятия хореографией развивают фантазию, выразительность и образную память учащихся, учат естественному и гармоничному общению в дуэте на основе взаимного уважения друг к другу. Ребенок становится более дисциплинированным, учится организации своего собственного времени, что влияет на успехи в обучении. Особенно актуальны задачи формирования хореографических навыков, которые приводят к гармоничному развитию учащегося.
Самоорганизация - это деятельность и способность человека, связанная умением организовать себя. Проявляется в целеустремленности, активности, мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности. В человеческой жизни нет ничего более индивидуального и одновременно универсального, чем человеческое движение. Самореализация предполагает постановку целей, утверждение своей самостоятельности, проверку своих преставлений. Самоопределение нахождение места «для себя» в пространстве деятельности. Саморазвитие личности процесс являющийся результатом формирования и проявления сформированной способности.
Задача педагога – помочь организовать учащемуся свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу, т.е. направить ребенка в нужное русло.
Реализуя поставленные задачи, развитие творческой активности, хореографических навыков и формирование интереса к танцу, мы основываемся на замысле наиболее полной самореализации творческих и физических возможностей учащихся и максимальному их приближению к достижению результата. Особенность подхода заключается в том, что мы делаем акцент на развитие хореографических навыков за счет использования в учебной деятельности творческой активности.
Понятие «активность» универсально и многогранно, чрезвычайно широко используется и изучается во многих областях науки.
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы можем утверждать о многообразии и широте употреблении понятия «активность», необходимыми характеристиками является:
- уровень развития индивидуальных способностей;
- установка на раскрытие потенциальных возможностей;
- проявление устойчивого интереса к знаниям;
- разнообразие и богатство предыдущего опыта;
- проявление инициативы;
- наличие волевого механизма;
- способность к рефлексии, благодаря которой максимально реализуется индивидуальные возможности,
- повышается продуктивность деятельности, что ведет к самосовершенствованию учащегося.
Творческая активность - стремление ученика к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявление познавательных интересов. Стимулирование творческой активности личности требует от педагогов создание таких условий обучения, которые вызывают интерес к обучению, потребность к знаниям и, в конечном итоге, их сознательное условие.
Творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия или решения творческой задачи. Для творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности).
И.Ф. Исаев называет педагогическое творчество самым сложным и ответственным из всех других видов творчества «в силу того, что в процессе педагогической деятельности происходит «творение» и «сотворение» специалиста».
В современном понимании педагогического творчества акцент смещается с творчества методического на творчество личностное. Исследователями отмечается, что нужно «идти к ребенку не от самого себя, а от его личности и его потребностей; не работать, опираясь на приобретения знаний, методов, приемов, норм, а искать нестандартные подходы, способствующие возникновению новообразований в самой личности, выходя за приделы собственного опыта».
Подчеркивая необходимость развития данных способностей для готовности личности к творческой деятельности, мы под творческими способностями понимаем такие психологические особенности учащегося, подлежащие развитию, как: дивергентное мышление (беглость, точность, гибкость), воображение, самостоятельность, творческая мотивация.
Дивергентное мышление лежит в основе творческих способностей, служит средством порождения новых идей и самовыражения, его характеризует четыре основных его качества: беглость (быстрота), гибкость, оригинальность и точность. Под беглостью в данном случае понимается способность высказывать максимальное, количество идей, причем в данном случае важно не только качество, а и количество. Гибкость – это способность высказывать широкое многообразие идей. Способность продолжать новые нестандартные идеи называется оригинальностью, она может также проявляться в ответах, несовпадающих с общепринятыми. Точность - это способность совершенствовать или придавать завершенный вид своему продукту. Воображение - это способность к отражению реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Особенность воображения – оперирование образам и их преобразование при отсутствии полной информации – дает основания многим авторам указывать на воображение как на основу человеческого творчества.
Творческая мотивация это побудительная сила к действию, субъективное основание, психологической условие, определяющее целенаправленный характер творческой деятельности.
Самостоятельность проявляется в том, что учащийся:
• активно участвует в осознании и исследовании выдвинутой проблемы;
• умело проявляет свои знания жизненный опыт для установления новых связей и отношений;
• мысленно установив новые связи между предметами и явлениями действительности, стремится первым сформировать эти связи в виде нового закона;
• выслушав не точную формулировку закона, моментально обнаруживает и устраняет недостатки ее;
• сформулировав закон, стремится самостоятельно определить его следствия;
• открыв новый закон, самостоятельно находит ему практическое приложение;
• при решении задачи предлагает обоснованные способы ее решения.
Безусловно, возрастные возможности учащихся дают некоторые ограничения в развитии данных способностей. Таким образом, творческие способности - это способность индивида создать новые понятия и формировать новые навыки. В исследование феномена «творческих способностей» наиболее сложной является проблема соотношения творческих способностей, интеллекта и самостоятельности.
Для выявления особенностей деятельности педагога по развитию творческих способностей необходимо, чтобы они состояли из следующих взаимосвязанных компонентов:
• - целеполагание;
• - определение содержания;
• - отбор организационных форм;
• - выбор методов и средств;
• - анализ деятельности.
Системообразующим фактором деятельности является целеполагание. Для развития творческих способностей, которые лежат в основе любого вида творческой деятельности важно «сочетать все деятельности» в каждый конкретный момент обучения, иначе развитие учащегося может оказаться однобоким. В связи с этим, необходимо включать учащихся в разнообразие виды творческой деятельности, при этом используя специфические методы, направленные на развитие творческих способностей и активности у учащихся.
Благодаря творческой активности личность, самореализуясь в деятельности, поднимается на более высокую ступень развития саморазвития. Только благодаря творческой активности создаются новые полезные продукты, человек вооружается более совершенными орудиями труда и познания, средствами взаимодействия с природой, обществом, другим человеком. Творческий потенциал есть лишь возможность творческого самоосуществления личности. Педагогически целесообразный подход – это создание максимально приятных условий для запуска и активизации внутренних механизмов раскрытия потенциальных возможностей личности, то есть формирование готовности к творческому саморазвитию, что в целом обеспечивает эффективность развития творческого потенциала учащихся.
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
2.1. Организационно-педагогический фактор творческой активности личности хореографического коллектива.
Обстоятельное изучение педагогических процессов и явлений требует экспериментальной проверки. Эксперимент - надежный способ получения достоверных данных. С помощью эксперимента можно выявить наиболее подходящие методы для развития творческой активности личности.
Принципы экспериментальной работы вытекают из руководящей идеи, которая заключается в достижении возможно более высокой эффективности обучения, в достижении развития творческого потенциала учащихся и использования его в обучении и развитии учащихся как творческих личностей.
В задачи опытно-экспериментальной работы входило:
- реализация деятельности педагога по развитию творческой активности личности учащихся в рамках хореографического коллектива
- проверка эффективности выделенного комплекса методов и упражнений в условиях данного комплекса для развития творческой активности личности в хореографии.
На констатируемом этапе эксперимента работа велась по следующим направлениям: 1. изучения уровня самостоятельности; 2. изучения уровня воображения; 3. изучения сформированности творческой мотивации
Воображение - это способность к отображению реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Особенность воображения - оперирование образами и их преобразование при отсутствии полной информации.
Творческая мотивация - это побудительная сила к действию, субъективное основание, психологическое условие, определяющее целенаправленный характер творческой деятельности.
Самостоятельность проявляется в том, что учащийся:
- активно участвует в осознании и исследовании выдвинутой проблемы;
- умело проявляет свои знания, жизненный опыт для установления новых связей и отношений;
- мысленно установив новые связи между предметами и явлениями действительности, стремиться первым сформулировать эти связи в виде нового закона;
- выслушав неточную формулировку закона, моментально обнаруживает и устраняет недостатки её;
- сформулировав закон, стремится самостоятельно определить его следствия;
- открыв новый закон, самостоятельно находит ему практическое приложение;
- при решении задачи предлагает обоснованные способы её решения.
На основании данных проведенного эксперимента мы рассчитываем сделать выводы о методах развития творческой активности личности в хореографическом коллективе.
Творческая активность, от которой зависит готовность личности к творческой деятельности, является высшим уровнем результата развития личности, где учащийся сам распределяет цель и наиболее продуктивные средства её решения, поэтому творческую активность необходимо целенаправленно развивать.
2.2. Содержание методов и приемов эксперимента на развитие творческой активности личности.
1. Прием бесед и обсуждений. Этот прием помогает выявить стремление к творческой активности личности учащихся коллектива на любом этапе эксперимента. С помощью анкет, бесед на различные темы (например: подбор нового материала, использование реквизита, подбор лексики, проект костюма и т.д.) мы можем сравнить обе группы (1 группа с развитием творческой активности личности, вторая без) на начальном этапе эксперимента и на заключительном (Приложение 1)
|