Главная » Статьи » Искусство [ Добавить статью ]

Новосибирский скандал с "Тангейзером" и его отголоски в Германии

Как относятся в Германии к происходящему в Новосибирске? И были ли подобные прецеденты в Западной Европе? Об этом рассказывает музыкальный обозреватель DW Анастасия Буцко.

Российский интернет полнится многочисленными обсуждениями новосибирской постановки оперы Рихарда Вагнера (Richard Wagner) "Тангейзер" и "разоблачением" антихристианского характера данной постановки. Как известно, в связи с жалобой митрополита Новосибирского и Бердского Тихона в отношении режиссера спектакля Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича было возбуждено дело об административном правонарушении. Поводом стало использование в спектакле христианской символики - якобы в оскорбительной для верущих форме.

10 марта в Новосибирске должно состояться очередное судебное заседание по этому поводу. 5 марта в качестве самозванного эксперта по делу уже дал свидетельские показания священнослужитель Пивоваров. Тем не менее, показы спектакля 14 и 15 марта должны состояться.

Рыцарь Тангейзер у режиссера Кулябина - скандальный кинорежиссер, снимающий фильм о молодых годах Христа, которые тот провел в пресловутом "гроте Венеры".

Провал премьеры

О том, имеет ли право церковь вмешиваться, да еще таким образом, в творческую работу театра, сказано уже много. Добавить что-то новое к возмущенным комментариям по этому поводу нечего. Следует заметить, что скандальная "карма" преследует "Тангейзера" не первый век, надо. Уже первая постановка парижской редакции оперы в 1861 году обеспечила композитору провал всей его жизни. Вагнер никогда не был вполне доволен партитурой и либретто и говорил, что "еще должен "Тангейзера" этому миру". Но руки до этого так не дошли.

Над тем, как подружить вымышленное пространство грота Венеры, этой злокозненной выдумки композитора Вагнера, со вполне реальным пространством средневекового Вартбурга, бьются уже несколько поколений оперных режиссеров. Ни в одном из примерно полутора десятков "Тангейзеров", которые автору этих строк пришлось посмотреть непосредственно на сцене, режиссеры не обошлись без противопоставления эротического разгула в царстве языческой богини любви строгому миру Вартбурга, который Вагнер предлагает ассоциировать с христианством.

Степень обнаженности статистов в первом акте и степень "опознаваемости" христианской символики во втором и третьем актах зависят от вкуса режиссера и места постановки. Скажем, в последнем байройтском "Тангейзере" богиня любви была на сносях, вокруг нее резвились и совокуплялись обезьяны. А Елизавета резала себе руки, изображая стигматы, и замирала в позе распятого Христа (перед тем, как покончить с собой ради спасения заблудшего барда).

Исключенные из репертуара

За всю историю послевоенного немецкого музыкального театра известен один-единственный случай снятия оперы из-за недовольства показанным на сцене. Интересно, что этот единственный раз обеспечил именно злополучный "Тангейзер". Ровно два года назад в Дюссельдорфе дирекция местного оперного театра "Немецкая опера на Рейне" сочла за благо сразу же после премьеры отменить дальнейшие показы новой постановки, осуществленной режиссером Буркхардом Косминским (Burkhard Kosminski).

В спектакле в самом начале под звуки увертюры статисты метались в прозрачных кубах, постепенно наполняющихся дымом и символизирующих газовые камеры, а впоследствии герой расстреливал заключенных в характерных лагерных робах. Зрители устроили постановщикам обструкцию, в официальном порядке свое недовольство выразили представители двух общин: еврейской и организованных вагнерианцев. Решение о снятии спектакля было принято дирекцией театра в административном порядке, органы охраны правопорядка не привлекались.Если копнуть глубже, можно обнаружить постановку "Святой Сюзанны" Пауля Хиндемита (Paul Hindemith) в уже далеком 1987 году. Образ влюбленной в небесного жениха "невесты Христовой", разоблачающейся перед статуей Христа, привел в возмущение католиков - сперва жителей Рима, а затем и франкфуртцев, во время немецкой премьеры 1992 года. Имели место пикеты и нарушения общественного спокойствия в зале. Но спектакли не сняли, а лишь ввели возрастные ограничения для публики.

Но оперных скандалов и иных поводов для недовольства постановщиков, актеров или публики в Германии - не перечесть. Можно припомнить постановку "Самсона и Далилы" Сен-Санса в Кельне, когда труппу напрягла жесткая режиссура Тильмана Кнабе (Tilman Knabe). Сославшись на нездоровье, значительная часть труппы отказалась выходить на премьеру. Однако "заболевшим" певцам успешно нашли замену. Дипломатическим путем был решен и недавний конфликт между Анной Нетребко и режиссером Хансом Нойенфельсом (Hans Neuenfels) в Мюнхене.

Россия от Pussy Riot до "Тангейзера"

Скандал в Новосибирске лишний раз обращает внимание мировой общественности на происходящее в России клерикальное наступление на зону искусства, культуры, личного выбора граждан. О споре режиссера с архиереем написала (пока в виде небольших новостных заметок) центральная немецкая печать. В "ссылки по теме" на сайтах тех же Frankfurter Allgemeine или Süddeutsche Zeitung можно прочитать и о нападках на фильм "Левиафан", и о последних высказывания патриарха Кирилла, считающего "Черный квадрат" Малевича свидетельством "падения человеческой нравственности", и об ижевском скандале с постановкой "Метели", где клирика Адранова не устроил "уродливый образ священника-пьяницы", и о высказываниях отца Всеволода Чаплина относительно того, как православие должно спасать "погибающую христианскую цивилизацию".


Чтобы скачать материал, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь! Это быстро ! )